Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема буллинга существовала всегда, причем на всех этапах жизни человека, как в детстве в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на рабочем месте. Подростковый возраст является наиболее сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На этом этапе происходят физические и психологические изменения, половое созревание, поиск своего «я». Образование отходит на второй план и для подростка ориентиром становятся сверстники, идет борьба за лидерство, конфликты. Несмотря на то, что вовлечение подростка в конфликт является нормальным, проблема буллинга в том, что буллинг длится долго.
В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться в контексте другого сверстника и начинается травля. «Жертве» очень сложно изменить статус, он находится под постоянным нападением со стороны «обидчика» и его друзей. Важно предотвращать и пресекать любые попытки проявления насилия среди подростков. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что не созданы универсальные способы борьбы с этой проблемой в школах, многие педагоги не замечают или не хотят замечать буллинг у подростков, в связи с этим необходимая поддержка и помощь не оказана вовремя как «жертвам», так и «обидчикам».
Буллинг начинает принимать новые формы, и все больше и больше травли происходит в Интернете — кибербуллинг. Современным подросткам, являющимся «жертвами» буллинга, сложнее избегать ситуаций буллинга, которые негативно сказываются на их психологическом состоянии и могут иметь последствия во взрослой жизни. Поэтому темы работы является актуальной.
Цель: Изучить особенности буллинга в подростковой среде.
Задачи:
1.Изучить буллинг как феномен целенаправленного (девиантного) агрессивного поведения в подростковом возрасте;
2.Рассмотреть социально-психологическую модель возникновения, развития деструктивных взаимоотношений в учебной подростковой группе;
3.Провести эмпирическое исследование факторов возникновения буллинга и способов его психологической коррекции в подростковой среде;
4. Рассмотреть способы преодоления и работы по коррекции деструктивных взаимоотношений в подростковой среде.
Объект: Проблемы взаимоотношений в подростковом возрасте.
Предмет: Особенности буллинга в подростковой среде.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Сущность понятия школьной травли (буллинг) в среде обучающихся. Буллинг как феномен целенаправленного (девиантного) агрессивного поведения в подростковом возрасте
Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К. Дьюкс впервые опубликовал работу на эту тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга были проведены скандинавскими исследователями: Д. Ольвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас, Э. Роланд. Они сформировали понятие буллинга, определив его как притеснение, дискриминацию и травлю. В дальнейшем эта проблема заинтересовала британских ученых, таких как В.Т. Ортон, Д.А. Лейн, Д.П. Таттум, Э. Мунте. [4]
В своих исследованиях Д. Лейн опирался на работы Э. Роланда и давал следующее определение буллинга: буллинг представляет собой насилие, которое может быть как кратковременным, так и длительным, физическим или психическим и проявляется в отношениях с отдельным лицом или группой людей, не способных защитить себя в текущей ситуации. В США особое внимание травле стали уделять в 1990-е гг. Каталано, Хокинс, Харархит. Запугивание было определено Национальной ассоциацией школьных работников Соединенных Штатов как динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учащимися по отношению к другому учащемуся, когда намерение причинить вред является преднамеренным [7].
Комплексное изучение буллинга в российской науке только начинается, отдельные компоненты буллинга, такие как агрессия и насилие, были учтены в работах ряда наших авторов, где они исследованы и подробно рассмотрены и изучены. Отечественные ученые А. А. Бочавер и К. Д. Хломов выделяют три основных подхода к изучению буллинга:
1. Диспозиционный – при таком подходе акцент делается больше на тематике буллинга, на индивидуальных особенностях участников буллинговых ситуаций, на внутриличностных предпосылках, приводящих к тому, что человек оказывается жертвой или агрессором в их.
2. Тeмпoральный – подход изучает несбалансированность реализации рисков на протяжении всей жизни человека, а также выделяет наличие периодов повышенной чувствительности в связи с жизненными событиями, в течение которых повышается уязвимость человека и риск овладения им ролью агрессора или жертвой.
3. Контекстуальный – этот подход отмечает важность среды, группового микроклимата и системных процессов в сообществе в том смысле, что доминирующим способом взаимодействия между людьми является способ, основанный на властном неравенстве: контекст актуализирует внутриличностные предпосылки и переводит буллинг из категории риска в категорию реальности [8].
Эти подходы различаются целями психологической работы, направленной на прекращение ситуаций травли. Несмотря на то, что изучением проблемы буллинга заинтересовались отечественные исследователи позже, в настоящее время они активно изучают эту проблему, одна из первых работ принадлежит И.С. Кону и называется «Что такое буллинг и как с ним бороться?». Он обратил внимание общественности на наличие насилия в школах и указал, что эта социальная проблема требует особого внимания не только со стороны учителей и родителей, но и со стороны научной общественности. Кон определял буллинг как запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и внушение страха.
В своей статье о школьном буллинге О. Д. Маланцева обратила внимание на то, что «школьный буллинг» включает в себя не только длительное физическое и психологическое насилие со стороны личности или группы по отношению к личности, которая не может защитить себя в данной ситуации, но и совокупность социальных, психологических и воспитательных проблем. Глазман, в отличие от многих авторов, считает, что буллинг – это не насилие и запугивание по отношению к личности, а стереотип взаимодействия в группе, при котором человек длительное время встречает умышленное причинение вреда или дискомфорта другим человеком или группой людей.
Е. Н. Ушакова под буллингом понимает физическую или психологическую агрессию (нападение), имеющую целью причинение вреда жертве, запугивание и/или подвергание ее стрессу. По мнению С. В. Кривцовой, буллинг – это агрессия одних детей по отношению к другим, при неравенстве сил агрессора и жертвы агрессия имеет тенденцию к повторению. Кривцова считает, что неравенство в силе и повторяемость являются двумя важными характеристиками.
Д. Н. Соловьев в своих исследованиях отмечает, что буллинг имеет сходную с конфликтом структуру, но имеет специфические черты, отличающие его от других форм конфликтного взаимодействия. Например, как дисбаланс сил, когда с одной стороны находится агрессор, обладающий физической или психологической силой, а с другой - жертва, не обладающая этой силой и нуждающаяся в поддержке и посторонней помощи.
Также важным отличием является преднамеренность и систематическое преследование, целью которых является причинение потерпевшему физических и психологических страданий. Буллинг подрывает уверенность жертвы в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство. Появляется структура устрашения, то есть социальная система, включающая в себя агрессора (преследователя), жертву и наблюдателей. Ситуация травли никогда не заканчивается сама по себе, всегда необходимо оказывать помощь и защиту потерпевшему, инициатору травли и свидетелям [2].
В структуру буллинга входят агрессор, жертва и наблюдатели. Д. Олвеус говорит, что «агрессоры» - это личности с высоким потенциалом общей агрессии. Они проявляют агрессивное поведение не только по отношению к пострадавшим, но и «нападают» на учителей и родственников. У «агрессоров» отсутствует сочувствие к «жертвам» и имеется острая потребность доминировать над другими. Они чувствуют себя успешными и уверенными в себе, испытывают сильное желание контролировать других детей и получать удовлетворение от их подчинения.
«Жертва» длительное время находится в состоянии стресса и страха, т.к. агрессивные буллинговые атаки продолжаются непрерывно в течение длительного времени. Они часто становятся жертвами психологического насилия, изоляции, одиночества и часто испытывают чувство опасности и тревоги. Все эти проявления – результат влияния атмосферы, которая окружает «жертву» буллинга. «Жертвы» отличаются социальной отстраненностью, стараются избегать конфликтов, они очень чувствительны, замкнуты и застенчивы, имеют психосоматические симптомы, повышенную тревожность и депрессию, низкую самооценку и неуверенность в себе, сниженную академическую мотивацию и множество проблем в общении.
Сложнее всего выявить «свидетеля», ведь эту роль в ситуации буллинга играет большинство детей, с самыми разными личностными чертами. Установлено, что при ощущении собственной беспомощности у них заметно снижается самооценка. Незнакомцы часто сообщают о чувстве вины и беспомощности.
Опираясь на приведенные выше концепции различных авторов, можно выделить общие характеристики буллинга, такие как:
• насилие (физическое, психологическое);
• домогательство совершается в одиночку или группой лиц;
• травля направлена на психически/физически слабого человека, который не может себя защитить;
• Буллинг носит систематический и долгосрочный характер.
В дальнейшем мы будем опираться на концепцию, данную Т. Р. Гери, буллинг – это продолжительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое лицом или группой лиц и направленное против человека, который не в состоянии защитить себя. Это понятие наиболее полно и точно описывает понятие «буллинг» и включает в себя все выявленные нами характеристики.
Можно выделить такие формы буллинга:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бoчавeр, А. А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен / А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. – 2013. – № 3. – С. 149– 159.
2. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2015. - 148с.
3. Вавилова, А. План мероприятий для профилактики буллинга в школе на 2019/20 учебный год. Памятки и анкеты / А. Вавилова, А. Фокина, З. Хайрова // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 10. - С. 6-16
4. Воробьева, К. А. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков в образовательной среде / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2020. - № 2. - С. 47-53.
5. Гизун, Е. Как противостоять буллингу: советы литературных героев / Е. Гизун // Справочник педагогапсихолога. Школа. - 2020. - № 10. - С. 35- 48.
6. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 181-192.
7. Мосина О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.29. – С. 144-148.
8. Попова Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. - №6 (июнь). – С. 106-110.
9. Филатова, В. О. Агрессия и буллинг в школьной среде: социокультурные факторы, гендерные и половые различия / В. О. Филатова, М.Л. Бутовская, О.В. Калиниченко // Вопросы психологии. - 2019. - № 4. - С. 51-67.
10. Филимонова, О. Противоядие от травли / О. Филимонова // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2020. - № 2. - С. 21-23.
11. Фокина, А. Травля в классе: как заметить и чем помочь ребёнку. Сценарий встречи родительского клуба / А. Фокина // Справочник педагогапсихолога. Школа. - 2019. - № 10. - С. 17- 24.
12. Фразер, Д. Буллинг: обычное явление... которое разрушает психику / Д. Фразер // ОБЖ. Всё для учителя. - 2019. - № 5-6. - С. 67-70.
13. Цветкова, Р. Осторожно: буллинг: как с этим бороться / Р. Цветкова // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2019. - № 5. - С. 18- 23.